ЗАО Севзапснаб
        Тосол "TOSOL" А-40 Снежинский
Контакты
На главную
Продукция
Региональные представители
Контакты
Полезная информация
Вопрос-Ответ

ОСТОРОЖНО, ТОСОЛ

Мы поставили цель ознакомить читателя с основными свойствами охлаждающих жидкостей , а также факторами выбора экономичных и качественных и надежных товаров в этой сфере автохимиии.

В мировой практике для обеспечения надежной и долговечной работы автомобиля, а их парк в настоящее время насчитывает около 600 млн. штук, в различных климатических и температурных условиях широко используют продукты ?высоких технологий - низкозамерзающие охлаждающие жидкости (антифризы). Благодаря высоким эксплуатационным свойствам, применение этих жидкостей препятствует возникновению повреждений от холода в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания и, что не менее важно, в течение всего года предохраняет их от коррозии. Учитывая важное экономическое значение, разработкой технологии и производства низкозамерзающих охлаждающих жидкостей занимаются ведущие мировые нефтяные компании и химические концерны. В странах Запада ассортимент этой продукции широко представлен на рынке оптовой и розничной торговли. Наряду с транспортными топливами и смазочными маслами, ее часто можно встретить на автозаправочных станциях и в других сбытовых точках.
Для понимания процессов, происходящих в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания, рассмотрим некоторые теоретические сведения. В качестве антифризов используются водные растворы этиленгликоля, механизм действия которых представлен на графике, показывающем зависимость температуры замерзания антифриза от процентного содержания этиленгликоля (кривая кристаллизации).

Эта кривая имеет перелом в точке В, соответствующей 50% воды и 50% этиленгликоля при температуре замерзания -40 С. В водных растворах этиленгликоля с содержанием воды от 0 до 50% (кривая ВС) при замерзании образуются кристаллы этиленгликоля, а вода остается в жидком состоянии. Если концентрация воды более 50 % (кривая АВ), при замерзании кристаллизуется вода, а этиленгликоль остается в жидком состоянии. В точке В одновременно кристаллизуются и этиленгликоль и вода.

Пользуясь кривой кристаллизации, можно, зная необходимую температуру застывания (для практического использования - это минимальная температура для данного региона), определить состав смеси, и наоборот. Заметим, что кривая составлена для химически чистого этиленгликоля, товарный же продукт содержит примеси других гликолей. Поэтому температура застывания охлаждающих жидкостей несколько отличается от теоретической.

Использование низкозамерзающих этиленгликолевых жидкостей в системе охлаждения имеет много преимуществ. Это - низкая температура застывания, высокая температура кипения, хорошие свойства вязкости. При этом жидкость негорючая и имеет достаточно высокие теплоемкость и теплопроводность. Даже при замерзании антифриза образуется рыхлая масса, объем которой увеличивается лишь на 0,2 ... 0,3 % от первоначального, поэтому система не разрушается.

В связи с тенденцией роста автомобильного парка Украины (а в 1998 г. он составляет около 7 млн. штук) и насыщением его современной зарубежной техникой (около 400 тыс. штук) у потребителя значительно повысился интерес к проблемам, связанным с производством и применением этих жидкостей. Сегодня рынок низкозамерзающих охлаждающих жидкостей представлен продукцией ведущих мировых нефтяных компаний ?MOBIL, (Frostschutz 500, Frostschutz 500 plus, Permazone, Frostschutz 900 plus) ?BP (Napgelc 2270/1), BASF (Glysantin), Shell (Glycoshell 402, Glycoshell 5115), ?Quaker state (Quaker state Antifreeze Coolant) и др., а также местных продуцентов (в основном ?ТОСОЛ - А 40). Как правило, качество зарубежных продуктов отвечает требованиям государственных стандартов многих стран и большинству технических спецификаций ведущих производителей легковых автомобилей. Так, например, охлаждающая жидкость компании ?BP отвечает требованиям стандартов BS 6580 (1992) Великобритания, NFR 15-601 (Франция), Cuna NC 956-16 (Италия), ONORM V 5123 (Австрия), ASTM D - 3306 (США), SAE J - 1034 (США), JISK 2224 (Япония) и большинству технических спецификаций производителей автомобилей BMW, Mercedes Benz, MTU, General Motors, BWB (Армия Германии), Шведской и Французской армий. Исходя из экономических соображений (экономия на транспортных расходах и удобство применения) низкозамерзающие жидкости на Западе продаются в основном в виде концентрата в 1-литровой фирменной упаковке, на этикетке которой размещена инструкция по применению и технике безопасности.

Как правило, большинство этих фирм имеют свои оригинальные разработки технологии антифризов, а для их производства используют собственное исходное сырье - этиленгликоль и сложные пакеты присадок. Все это обеспечивает высокий уровень качества и конкурентоспособность таких жидкостей на мировых рынках, в том числе и в Украине.  Во избежание подделок западные фирмы рекомендуют покупать свои продукты только у официальных дистрибьюторов или в специализированных пунктах продаж (АЗС, магазины, ремонтные мастерские и центры).    Ассортимент низкозамерзающих охлаждающих жидкостей украинских продуцентов, рекомендуемый для всесезонной эксплуатации легковых и ряда грузовых автомобилей и тракторов включает продукты типа ?ТОСОЛ - А 40

В связи с тем, что в Украине отсутствует исходное сырье (отечественные этиленгликоли и, что более важно, качественные присадки) их производство основывается либо на разбавлении концентрата антифризов (фирмы ?БАСФ, ?Словнафта и др. ), либо на привозных компонентах - этиленгликоле и присадках. Исходя из опыта использования антифризов, специалисты Института биоорганической химии и нефтехимии Национальной Академии Наук Украины разработали первые украинские технические условия (ТУ 88 Украины 264-08-93) на охлаждающие жидкости ?ТОСОЛ -20, ?ТОСОЛ -30, ?ТОСОЛ -40, показатели качества которых характеризуются данными таблицы 1. В соответствии с действующей ?Инструкцией по нормированию и применению низкозамерзающих охлаждающих жидкостей при эксплуатации автомобилей на предприятиях Минавтотранса Украины впервые в отечественной практике было обосновано и рекомендовано использование антифризов с учетом минимальной температуры, установившейся в отдельных регионах Украины. Так, например, нет необходимости при минимальной температуре окружающего воздуха равной -15С применять в Украине низкозамерзающую жидкость, имеющую температуру застывания -40С. Для данных условий экономически целесообразно применять жидкости ?ТОСОЛ -20 и ?ТОСОЛ -30 с более низким содержанием этиленгликоля, что, в свою очередь, наряду с улучшением теплообменных качеств, снижением агрессивности, токсичности, меньшим увеличением в объеме при нагревании позволяет уменьшить затраты по эксплуатации автомобиля. В связи с тем, что замену ТОСОЛА в системе охлаждения рекомендуют производить через два года (или 60 тыс. км. пробега автомобиля) из-за разрушения пакета присадок, то нет никакой необходимости использовать ТОСОЛы с излишним содержанием (запасом) этиленгликоля.

К сожалению, об этом знают немногие владельцы транспортных средств. В связи с тем, что украинский рынок антифризов, впрочем, как и нефтепродуктов для автомобилей, носит характер диктата со стороны продавца, последний не заинтересован ни в снижении цены, ни в выпуске необходимого покупателю качества продукции. Кроме того, вызывает сомнение обоснованность розничных цен на ?ТОСОЛ -40, по которым его продают отдельные производители и посредники. Так, с учетом сложившейся мировой цены на этиленгликоль (приблизительоно 900 долл. США за тонну) и пакет присадок (2 000 долл. за тонну) антифриз типа ?ТОСОЛ -40 должен продаваться по цене не менее 10 долл. за 10 кг., тогда как на рынке в г. Киеве Вам его могут предложить за более низкую цену (менее 9 долл. за 10 л). Вы можете только догадываться что именно Вам предлагают, учитывая в этой цене коммерческие интересы торговцев. Отсутствие в Украине авторитетных собственных производителей низкозамерзающих охлаждающих жидкостей во многом объясняет неконкурентоспособность этой продукции на внутреннем рынке, где владельцы автомобилей иномарок предпочитают покупать более дорогостоящие, но и более качественные продукты зарубежных фирм.

Физико-химические характеристики низкозамерзающих
охлаждающих жидкостей

?ТОСОЛ -40, ?ТОСОЛ -30, ?ТОСОЛ -20 по ТУ 88 Украины 264-08-93.

Наименование показателей

ТОСОЛ -40

ТОСОЛ -30

ТОСОЛ -20

Плотность г/см3 1,078 - 1,085 1,040 - 1,060 1,020 - 1,040
Температура начала кристаллизации ¦ С, не выше - 40 - 30 - 20
Щелочность pH 7,5 -8,5 7,5 -8,5 7,5 -8,5
Щелочность, см3 , не меньше 10 10 10

В сложившихся условиях украинскому массовому потребителю, по нашему убеждению, становится более выгодной покупка концентрата антифризов, из которого, как это уже давно делается на Западе, он сам может приготовить необходимую с учетом сложившихся климатических условий низкозамерзающую охлаждающую жидкость. Кроме того, используя концентрат антифриза известных зарубежных фирм, покупатель одновременно получает как бы гарантию качества на данный продукт.

Проведенный анализ рынка низкозамерзающих жидкостей в Украине позволил сделать несколько простых выводов:
следует очень с большой опаской жидкости относится к предложениям дешевой покупки охлаждающих жидкостей. Дешевого качественного ТОСОЛа попросту не может быть. Кроме того, заливая сомнительную жидкость в свой автомобиль, Вы можете нанести ему ущерб несовместимый с экономией около 5 гривень в год.
основным потребителям в Украине целесообразно использовать концентрат антифризов, из которого самостоятельно можно готовить более экономичные и эффективные для местных условий.
для исключения случаев выхода из строя автомобиля необходимо избегать закупки антифризов у неизвестных продавцов. В этих условиях необходимо требовать сертификат качества или проводить предварительную проверку свойств антифризов.